RestoranNews-Catering-540-100.jpg
Выставка Food Expo - 2025.png
Половина опрошенных россиян покупает еду онлайн: «Яндекс»

Половина опрошенных россиян покупает еду онлайн: «Яндекс»

Половина опрошенных россиян покупает еду онлайн: «Яндекс» 14.12.2024

Ресторанные эксперты

Опрос «Яндекс Рекламы» в первом полугодии 2024 года подтвердил заметный рост популярности покупок продуктов питания через онлайн-каналы. О его результатах — ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «ВКР» Елена Корецкая.

В исследовании «Яндекс Рекламы» говорится, что половина (52%) опрошенных россиян в I полугодии предпочли заказывать продукты в интернете, а не покупать их в традиционных офлайн-магазинах. 

Основные тренды

Один из наиболее ярких выводов исследования — высокая популярность покупок продуктов питания через мобильные приложения. По данным опроса, 80% респондентов совершали заказы именно с помощью смартфонов. Видимо, многомиллионные инвестиции в это направление начинают окупаться. Пользователям нравится доступность, простота интерфейсов и широкий функционал современных приложений. В приложении есть опции, позволяющие выбирать бренды по скидкам, уточнять время доставки, что делает процесс покупки удобнее похода в магазин.

Про бренд «Яндекс» спросил подробности и выяснил, что лояльность им достаточно высока: 66% пользователей выбирают те же самые торговые марки и товары в интернет-магазинах и в офлайне. Это свидетельствует о доверии к определенным брендам и постоянстве привычек. Примечательно, что пользователи не ограничиваются одним магазином, заказывая товары в среднем в двух-трех местах.

Скорость имеет значение

Скорость доставки играет немаловажную роль в выборе магазина и услуги. В исследовании отмечается, что 39% респондентов предпочли доставку с интервалом до одного часа, а 31% — ультрабыструю доставку за 30 минут. Эта тенденция свидетельствует о высоком спросе функции экспресс-доставки. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года, этот показатель вырос на 11%, что подтверждает повышенный интерес к экономии времени. Российский потребитель ценит свое время и ищет способы максимально упростить повседневные задачи, а быстрая доставка давно стала «визитной карточкой» онлайн-шопинга. 

Локализация ассортимента

Несмотря на общую популярность онлайн-заказов, потребительская аудитория за пределами крупных городов и мегаполисов пока что менее активна. Это связано с рядом причин: от трудностей в логистике между большими расстояниями до приверженности местному ассортименту. Как отметила специалист категории FoodRetail в «Яндексе»,  почти половина потребителей в регионах не пользуются доставкой питания на регулярной основе. Она также подчеркнула, что ритейлерам стоит развивать собственные торговые марки (СТМ) и привлекать местных производителей для продажи их продукции через онлайн-платформы. Локальная продукция пользуется спросом в регионах на 13% чаще, чем в среднем по стране, и это подчеркивает возможности для роста за пределами мегаполисов.

Популярность mobile app

Рост интереса к приложению для доставки продуктов можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, современные мобильные приложения в РФ сильно выросли в качестве. Они предлагают высокий уровень удобства, позволяя пользователю не только оформить заказ, но и выбрать время доставки, воспользоваться программами лояльности и другое. Можно сказать, что этот инструмент в 2024 году уже отлично интегрировался в цифровую среду, где пользователи проводят значительное время.

Во-вторых, конкуренция между крупными компаниями и локальными стартапами привела к тому, что большинство сервисов предлагают выгодные условия доставки и быстрые сроки, включая доставку за 15-30 минут в некоторых районах. 

Третьим фактором является то, что за последние годы заметно вырос уровень доверия к онлайн-сервисам. Компании постоянно работают над улучшением защиты данных пользователей, увеличивая расходы на внедрение средств защиты от киберугроз. По данным «Сбера», российский рынок кибербезопасности растёт на 10-20% в год. 

Вопрос репрезентативности выборки, состоящей только из интернет-пользователей, заслуживает отдельного внимания. Складывается впечатление, что исследование охватило в основном аудиторию, которая активно пользуется интернетом и мобильными приложениями. 

Однако стоит помнить, что значительная часть населения России все еще не цифровизированна настолько, особенно в сельских районах и среди пожилых людей. Поэтому для полноты картины необходимо дополнительно исследовать их мнение. Один из подходов — проведение опросов в офлайн-формате или использование традиционных методов, таких как телефонные интервью, которые могут более точно отразить покупательские предпочтения всей страны, а не только интернет-аудитории.

Перспективы развития подобных сервисов высоки. Спрос на экспресс-доставку продолжает расти, и компании инвестируют в расширение логистической сети и увеличение складских мощностей, чтобы охватить все больше регионов. В будущем стоит ожидать более глубокого взаимодействия между локальными производителями и крупными платформами, что будет выражаться в увеличении доли СТМ.