02.06.2020
Пандемия в России заставила спешно менять ниши, бизнес-модели и управленческие структуры.
С середины марта 56% российского бизнеса закрыто, причем некоторые из компаний – навсегда, указывает бизнес-омбудсмен Борис Титов. 30% российских компаний могут не пережить этот кризис, вызванный вспышкой нового коронавируса COVID-2019, чуть более оптимистичен Центр стратегических разработок. Из-за широкого распространения вируса (более 5 млн заразившихся в мире и более 379 000 в России, по данным на 28 мая) в России целых два месяца были нерабочими с сохранением заработной платы.
После снятия карантина может не открыться до 90% заведений общепита, говорил ранее президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Правительство включило эту отрасль в список наиболее пострадавших от эпидемии. Некоторые заведения закрываются уже сейчас, другие ищут дополнительные каналы сбыта, например работая на доставку и размещение продукции на полках ритейлеров.
В феврале услуга доставки была у 42% российских ресторанов, к концу марта ее стали предоставлять еще 18% ресторанов, а 9% планируют сделать это в ближайшее время, свидетельствуют данные Data Insight.
За последний месяц к сервису доставки еды из общепита Delivery Club подключилось 2500 ресторанов (всего на платформе их 15 500), в отдельные дни заявок на подключение к сервису новых ресторанов было в 5 раз больше, чем до кризиса, рассказывает его представитель. Количество заказов тоже растет: ежедневно сервис выполняет столько заказов, сколько раньше – в праздничные дни.
До пандемии львиная доля общей выручки «Шоколадницы» приходилась на продажи в кафе, рассказывает гендиректор группы Олег Подгорный, доля доставки была 7–8%, еще 5% – самовывоз. В апреле количество заказов на доставку выросло на 10–15% (средний чек здесь примерно на 20% выше, чем в зале). «Но этот рост не покрывает расходы и, конечно, несопоставим с общей докризисной выручкой», – сетует Подгорный.
Все 50 кафе сети «Андерсон» в России и странах СНГ закрыты, шесть из них точно не откроются, говорит основатель сети Анастасия Татулова. Сейчас единственные каналы продаж для компании – сайт, который перестроили в интернет-магазин, и поставка выпечки и десертов в магазины нескольких ритейлеров. В апреле товарооборот составил только 16% от товарооборота за аналогичный период 2019 г., говорит Татулова. «Но в апреле мы вышли в ноль – и это счастье, потому что в марте был минус», – добавляет она.
Еще одна возможность занять людей и загрузить мощности – инициатива «Обед для медиков»: рестораны за собственный счет и за счет благотворителей готовят еду для врачей, борющихся с коронавирусной инфекцией.
Единой системы нет – рестораны собирают деньги на своих сайтах или в социальных сетях и отправляют обеды собственными силами и с помощью волонтеров.