Wine Club Show_Restoran News.JPG
540х100_Restoran NEWS (1).jpg
Что работает лучше всего? Топ отечественных франшиз в России и за рубежом по итогам 2023 года

Что работает лучше всего? Топ отечественных франшиз в России и за рубежом по итогам 2023 года

Что работает лучше всего? Топ отечественных франшиз в России и за рубежом по итогам 2023 года 12.03.2024 Учредитель первого в России профессионального рейтинга по франчайзингу Buybrand.ru - выставочно-консалтинговая компания EMTG -  обнародовала рейтинг франшиз за 2023 год. Это единственный в России рейтинг, учитывающий финансово-юридические показатели компаний-франчайзеров. 

Благодаря авторскому алгоритму расчета  рейтинг отразил не только текущее положение франчайзеров и их франчайзи, но и устойчивость предлагаемой бизнес-модели, динамику развития сети, степень поддержки партнеров, географические, количественные и другие важные параметры  (всего более 60). Данные для рейтинга были собраны из трёх видов источников: открытые реестры и данные «Контур.Фокус», информация от франчайзеров и телефонный опрос действующих франчайзи. Участие в рейтинге для всех компаний было бесплатным. 

Генеральный директор компании-разработчика Екатерина Сойак рассказала, какие важные тренды российского франчайзинга выявил анализ информации, собранной в ходе составления рейтинга: « Мы не просто сосчитали, какие франшизы были самыми популярными, к каким интерес предпринимателей начал ослабевать и с какой скоростью и инвестициями запускались те или франчайзинговые предприятия. Мы также выявили, в каких сегментах и после каких вложений закрывались франчайзинговые точки и какие компании активнее других начали осваивать зарубежные рынки». 
По количеству открытий франчайзинговых точек в 2023 году лидировали франшизы из сферы услуг (41,5%), на втором месте – ретейл (40%), на третьем HoReCa (18,3%).

«По сравнению с 2022-м значительно выросла доля открытий по франшизам розницы (чуть больше чем на 7%) и ещё сильнее снизилась доля общепита. По-прежнему незначительное количество точек открывается по производственным франшизам,  всего 0,3% за год, - отмечает Екатерина Сойак. - По закрытиям картина другая: от общего количества закрытий больше половины (55,6%) зафиксировано в ритейле.  Относительно числа открытий в этом же сегменте  за тот же период  это 37,5%, то есть примерно на два-три новых магазина приходилось по одному закрытию».

В производстве при небольшом общем количестве открытых точек процент закрытий всего 17% (или 0,2% от всех закрытий за год), в услугах – 16,6%, в общепите – 27,6%.

Относительно объёма инвестиций больше всего в 2023-м году (51,2%) закрылось  предприятий, в которые было вложено от 1,5 до 5 млн. рублей. Ещё 38% закрытий – это недорогие франшизы, до 1,5 млн. Реже всего закрывались проекты с вложениями от 15 млн. (1,2%) и свыше 35 млн. (0,2%).

Средний объем вложений во франшизы по всем сегментам в 2023-м не изменился и остался на уровне 7,6 млн. рублей. Зато поменялся в каждой отдельной категории: в HoReCa он вырос на 1,5 млн. (с 11,2 до 12,7 млн.), в услугах также увеличился – с 5,2 до 5,7 млн. А в рознице снизился сразу на треть – до 4,4 млн. рублей.

Рейтинг также показал  картину развития российских франшиз за рубежом. В абсолютных цифрах больше всего там представлены франшизы с инвестициями в диапазоне от 1,5 до 5 млн. рублей.  На втором месте франшизы за 5-15 млн. рублей, и у них же самая большая доля иностранного присутствия – то есть зарубежные франчайзи есть более чем у половины таких франчайзеров (52%). А вот  третью строчку делят две категории франшиз:  самые бюджетные (до 1,5 млн.) и самые дорогостоящие (35+ млн.). Среди них одинаковое количество компаний имеют зарубежных партнеров, но, если в категории франшиз с небольшой стоимостью франшизы с выходом за рубеж составляют только 33% от общего числа, то в категории 35+ эта доля составила 86%. Это самый высокий показатель по итогам 2023-го года.

По сравнению с 2022-м именно в категории дорогих франшиз доля вышедших за границу увеличилась. В остальных она упала:  у франшиз за 50-70 млн. рублей сразу на 20 п.п. год к году.