Baner_540-Выставка-Пекарь-и-кондитер.jpg
Инхаус или агентство: кому доверить SMM своего ресторана

Инхаус или агентство: кому доверить SMM своего ресторана

Инхаус или агентство: кому доверить SMM своего ресторана 24.03.2021 Автор: Антон Удодов
Digital-эксперт, основатель агентства цифровых коммуникаций KURAGA

Пора активно шуршать в соцсетях! Кто для вас это будет делать: агентство или инхаус специалисты? Тут есть множество критериев, которые помогут вам принять верное решение. Мы решили поделиться опытом KURAGA, а заодно проанализировать кейсы наших клиентов, которые стояли перед этим вопросом, пробовали разное и в итоге приходили к идеальному для себя варианту.  



С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Во-первых, иногда этот вопрос даже не встает. В России есть много небольших бизнесов, которые не могут позволить работу с агентством по финансовым причинам. Агентское обслуживание стоит денег — как айфон не купишь за 10 тысяч рублей, так и нормальное агентство не будет вести клиента за низкий кост. А если вы нашли агентство, которое стоит вам подозрительно недорого, то будьте готовы среди ваших креативов увидеть чужой контент, базовый шаблон из Canva или получать кривые отчеты, присланные не в срок. Все должны иметь мотивацию в работе, финансовый вопрос для агентства — это база.  

Да, есть агентства с диким ценником, но даже адекватные демократичные агентства могут все равно быть дорогими для цветочной лавки или бара за углом спального района. В таких случаях логичнее нанять инхаус специалиста или фрилансера, который будет приходить время от времени, проводить съемки, предлагать идеи креативов, все сам контролировать и выдавать результат. Иногда работа сотрудника в штате — это лучшее решение, потому что:
— это дешевле, 
— он всегда вовлечен в проект (пусть и не 24/7), 
— ты уверен в его лояльности, 
— он может оперативно вносить правки и принимать участие в доработке идей.

Вопрос найма агентства встает уже тогда, когда у вас есть четкие бизнес-цели: вы понимаете, что вложив Х рублей, вы получите ХХ результата по понятным вам параметрам. Команда в агентстве должна быть полностью сформирована (не надо нанимать агентство, а дизайн отдавать своему внутреннему арт-директору или просить писать тексты на баннеры вашего редактора). Причем мы в KURAGA уверены, что на агентствах не должно быть ярлыков. Те, кто ведут HoReCa, могут с таким же успехом вести и недвижимость. Понимание бизнеса, сферы, целей, маркетинговых инструментов — более менее везде одинаковые. Пригласить гостя в ресторан и продать ему бургер или продать клиенту квартиру в пределах Садового — разные цели, но в обоих случаях вы имеете дело с человеком и его психологическими триггерами. Специфика написания постов из интернета уже давно неактуальна, читателя надо чем-то зацепить.

Далее рассмотрим ключевые параметры, по которым можно сравнивать (и в итоге выбирать) агентство и инхаус специалистов. 

СТОИМОСТЬ УСЛУГ 

Гонорар — это всегда барьер. Зачастую за агентством вы представляете кучу людей (от дизайнера до бухгалтера) и не хотите платить всей этой ораве. Но в стоимости агентства заложен каждый вовлеченный специалист понемногу. На фрилансе будет сложно нанять копирайтера и дизайнера с почасовой ставкой, а в агентстве за вас уже все посчитали и выдали чек. Если вам не нравится идея платить всему агентству, то задумайтесь о том, хватит ли у вас ресурсов на ФОТ этих же сотрудников в штате. И это вы еще не посчитали обслуживание рабочих мест, отпуск (в агентстве их не бывает), оплату курсов и прочие внутренние мероприятия (вечные проблемы со сбором денег на День рождения стратега включены). И не забывайте, что инхаус-специалисты тратят больше времени, чтобы «втянуться» в работу. Как правило, у агентства уже есть давно отлаженные процессы, и вам надо просто довериться им. 

СПЕЦИФИКА

Да, инхаус-специалисту вы можете вложить в голову свою философию, показать внутреннюю кухню и каждый день наблюдать, как он ест бизнес-ланчи только вашего ресторана/надевает брюки только вашего бренда/подставить нужное. Агентство точно не готово отдавать вам всего себя. Но агентские специалисты знают, что поможет им узнать о вас все: они пришлют шаблоны брифов, запросят гайдлайны, организуют встречу-знакомство и вообще всегда будут на связи. 

Что важно помнить при найме инхаус-специалистов или выборе агентства: 
1. Не сваливайте все задачи на одного специалиста. SMM-менеджер с навыками копирайтера и сильными скилами в фотошопе, таргетинге, работе с инфлюенсерами — это классная строчка в резюме, но на практике такой сотрудник не сможет делать все задачи одинаково качественно. Одна специфика — один специалист. 
2. Доверяйте. И при работе с агентством, и при найме инхаус-специалиста важно делиться всей информацией, что у вас есть. Это не столько про честность, сколько про дальнейшую эффективность.

БАЗА ЗНАНИЙ

Вся работа в диджитал — это постоянно меняющаяся структура. Специалист, который 5 лет работал сначала над проектами в ресторанной сфере, потом переключился на локальную одежду, а последние пару месяцев сотрудничал с протеиновыми батончиками, — точно имеет большой опыт. Но это даже не сравнится с тем, что прошло агентство за каких-то полгода. Работа с агентством дает один неоспоримый бонус — все удачные идеи других клиентов будут так или иначе предлагаться вам. Баннеры с лицами людей снизили СРС в два раза? Отлично, давайте предложим это клиенту-студии косметологии. Новая механика с падающей едой в stories привлекла 1 тысячу подписчиков за сутки — срочно расскажем об этом клиенту-ресторатору. Удачные решения всегда соседствуют с провальными, поэтому агентство будет за вас все фильтровать и предлагать.  Специалист в штате тоже умеет искать новые решения, тестировать гипотезы и интерпретировать результаты. Но агентство, с его числом клиентов и постоянными обновлениями, проходит пятилетку за полгода. И не забывайте, что инхаус вам придется вкладываться в обучение и курсы повышения квалификации, тренинги и конференции, где специалист сможет не только прокачать свои скиллы, но и увидеть рынок под другим углом. 

ПОДХОД К ЗАДАЧАМ

Частое мнение: если агентство ведет 20 клиентов, то оно просто для всех клепает одни и те же креативы по шаблону. Если вы платите агентству три копейки, то скорее всего оно так и делает. Да, шаблонные вещи могут присутствовать: одинаковая пропорция видео и фото контента или похожие механики в stories — это скорее норма, ведь работающие решения должны работать у всех. Однако важно помнить, что и агентство, и инхаус-специалист находят вдохновение или рабочие инструменты у других игроков рынка. А какое отношение имеет этот игрок к вам (клиент агентства или просто найденная статья в интернете) — это уже вторичный вопрос. 

НЮАНСЫ

Да, везде есть нюансы. Конечно агентства могут быть непорядочные. Могут кинуть на деньги, накрутить показатели в рекламном кабинете и допустить ошибки в сметах. А есть порядочные, которые имеют в штате сразу всех специалистов (копирайтер, маркетолог, стратег, дизайнер, SEO-специалист и другие) и отлаживают работу по всем фронтам, поэтому и ошибок допускают меньше.  Важно сразу на старте работы (и с агентством, и с инхаус-специалистом) задать цели, описать все KPI, зафиксировать сроки, снабдить всей информацией и материалами о проекте, ограничить какие-то действия (не говорить про ХХ, не делать агрессивный таргет, не использовать на креативах лиловый оттенок конкурентов) и просто довериться профессионализму, а в конце установленного периода получить результат. Если это работает не так, то 
а) либо агентство плохо работает, 
б) либо им не нравится, сколько вы им платите, 
в) либо вам это агентство не нужно. 

Если подписывать договор на агентское обслуживание на год вы не готовы, и взращивать внутри себя отдел маркетинга с нуля тоже сложно, то возможно, вам просто надо перенять опыт агентства и дальше отправиться в одиночное плавание. У нас в KURAGA часто бывают кейсы, где мы за три месяца отстраиваем клиенту систему, передаем агентский опыт и экспертизу, показываем, как выглядит структура работы над маркетингом, на примере реальных действий рассказываем, как каждый этап должен выглядеть. Клиент все это впитывает и уже затем выстраивает процессы инхаус. 

Поэтому пробегитесь еще раз по всем пунктам, ответьте на свои внутренние вопросы и делайте так, как велят финансовые показатели и ваше желание поднимать KPI.